МБОУ "Суховская СОШ № 3"
с. Сухово
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Суховская средняя общеобразовательная школа № 3" (МБОУ "Суховская СОШ № 3")

    История школы

    В «Енисейских губернских ведомостях» упоминается о Сухово и о школе в 1896 году. Возможно, что школа существовала и раньше. Первая школа была двухклассной (до революции), а после революции – четырёхклассной. Скорее всего, до революции была церковно-приходская школа, т.к. в селе была церковь.

    По воспоминаниям Юлии Ивановны Маниной (Малышевой), которая заведовала начальной школой в 1925-1926 и 1926-1927 учебном годах,  школа в то время была уже  четырёхклассной. Принимала она её от Фёдора Фёдоровича Страшненко. На этом фото в первом ряду, в центре – Фёдор Фёдорович Страшненко.  Кроме него учителя: Крашенникова А.Г., Крапивкин И.Н. и Калмыченко А.В.

    По воспоминаниям дочери Ф.Ф. Страшненко М.Ф. Таракановой начальная школа преобразована в семилетнюю (основное среднее образование тогда составляло 7 классов) в 1932-33 учебном году. Подтверждением этому служат следующие документы:  свидетельство об окончании Круговым Николаем Петровичем Суховской неполной средней школы в 1936 году, а также табели успеваемости за 5 и 6 классы этого же ученика (соответственно 1933-34 и 1934-35 учебный год). Значит, в 1933 году школа уже была семилетней. На фото эти документы:

           

    В 1939 году началось строительство новой двухэтажной деревянной школы. Строительство закончилось к началу 1940 – 41 учебного года. 1 сентября 1940 года ученики пошли в новую школу. Её первым директором был Василий Васильевич Турлаков, он и достраивал эту школу. Просуществовала эта школа до 1980 г. Вот её фото:

    Когда же школа стала средней? Бывший директор школы Дора Сергеевна Подобулкина говорит, что в её трудовой книжке записано: «Назначить директором Суховской средней школы и преподавателем литературы в 8-9 кл.». 14 сент. 1944 г. Приказ № 56. Зав. РОНО Белоусова Е.Н. Я сменила директора Болдаевскую Нину Фёдоровну, которую замещал передо мной Шитц Генрих Генрихович.         Из этого следует, что ваша школа стала средней в 1943-1944 учебном году. Первый выпуск в вашей школе был в 1953 г. Ничего удивительного: ребята спешили получить специальность, работать. Оставались немногие и денег на окончание школы не давали (обучение в 8-10 классах в то время было платным). Тасеевская школа № 1 стала средней в 1935 г., а первый выпуск был в 1940 – 5 человек. В некоторые военные годы тоже не было выпусков». Кроме того, в музее сохранилась выписка из приказа о преобразовании школы в среднюю. Произошло это в сентябре 1943 года. А первый выпуск средней школы произошел только в 1953 году. Это были 12 человек: трое юношей и девять девушек. Вот они на фотографии:

    1 ряд: Гудкова Л., Макаренко З.;

    2 ряд: Суманеева М., Савченко З., Синявская М.Е., Коваленко С., Буркова Т.;

    3 ряд: Сенников И., Мезенцева В., Горст Ю., Бородич В., Бурков И., Лысенко А.

    Но 8 и 9 классы в школе были до 1953 г. Бывший ученик Суховской школы Н.А. Жигачёв вспоминает: «В 1949 году я окончил 9 классов Суховской средней школы. Нас в то время училось 6 человек, и 10 класс в нашей школе не был открыт. Мы продолжали учебу в Тасеево, куда ходили на лыжах: в субботу из Тасеева и в воскресенье из Сухова».

    В конце 70-х годов начинается строительство новой трёхэтажной школы. Открытие этой школы произошло 10 октября 1980 года.

    ШКОЛА В 20-е – 30-е гг.

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Чем жила школа в 20-е – 30-е годы можно судить по воспоминаниям первой пионервожатой нашей школы Валентины Фёдоровны Воробьёвой. Она пишет, что 47 лет тому назад 25 марта 1935 года её, четырнадцатилетнюю девочку, Тасеевский РК ВЛКСМ направил на работу в нашу школу освобожденной пионервожатой.

    До этого в школе не было пионеров. Начала она работу с записи в пионерский отряд. Сначала пионеров было немного. Вот некоторые из них: Кацер Лида, Давыдова Женя, Матвеева Женя, Туровец Нина, Козловская Зина, Кофанов Коля, Базылёв Петя, Мезенцев Лёня, Жвакин Вася, Ефремова Клава, Ефремова Тася, Скибина Нина, Бурмакина Шура, Захаренко Галя и др.

    Это был конец учебного года и поэтому в основном занимались учебными вопросами. Старались, чтобы все пионеры были хорошими учениками (к отстающим прикрепляли сильных учеников).  Готовили пионеров к экзаменам. Ведь тогда экзамены сдавали во всех классах. Но закончился учебный год и её направили работать в пионерские лагеря с. Тасеево, где она проработала все лето.

    Начался новый учебный год, и Валентина Фёдоровна снова вернулась в школу. Её ровесники сели за парты и начали учиться. У неё тоже было страстное желание учиться, и она написала заявление в РОНО, чтобы ей разрешили работать и учиться. Тогда её вызвали на беседу зав. РОНО Титов Евгений Павлович и директор школы Санников Семен Логинович   и спросили: "Сможешь ли ты работать и учиться?" Она ответила: "Постараюсь". И ей разрешили. И она поступила в 6 класс. До обеда училась, а после обеда работала.

    Работы было много. Отряд к тому времени вырос, было в нем уже 40 с лишним человек. Валентина Фёдоровна вспоминает, что в те далекие 30-е года дети одевались бедно. У многих были рубашки и брюки сшиты из холста. Галстуки также шили из самоткани, окрашенной в красный цвет. На ногах была разная обувь: у кого лапти, у кого чирки, у кого бродни. И редкостью были ботинки. Но пионеры не горевали, жили веселой дружной семьей. Выпускали свою пионерскую газету, в которой отражали жизнь отряда.

    Хорошо работала живгазета, т. е. выступали на сцене, высмеивали кулаков, попов, лодырей. Сами сочиняли частушки и их распевали.        

    Нелегко было работать, но старались, и всё получалось. Ходили в походы. С физкультурными номерами, особенно с пирамидами, часто выступали на сцене. С самодеятельностью ездили в Сивохино, Караульное, Кочки. Ездили в Тасеево с выступлениями и занимали призовые места. Один раз им дали премию 50 руб., в другой раз подарили шахматы. Это их воодушевляло.

    Кроме того, пионеры занимались ликвидацией неграмотности, обучали неграмотных. Распространяли книги среди населения, т.е. были книгоношами. Весной делали скворечники для птиц, ходили на поля вылавливать сусликов, собирали колоски. Работали кружки "Ворошиловский стрелок" и "ПВХО", где изучали противогаз и малокалиберную винтовку.         Часто  около школы играли в лапту и волейбол. Хорошими спортсменами в то время были Давыдова Женя, Кацер Лида, Матвеева Женя. Хорошо помогали в работе пионерскому отряду директор школы Назаров Семён Афанасьевич и комсомольцы села Давыдов Федя и Иванов Лёня. Многое из жизни и деятельности отряда Валентина Фёдоровна уже не помнит, ведь прошло почти 50 лет. «Но, - говорит она, - я  знаю одно: пионеры того времени не тлели, а горели, были заводилами всех хороших дел в школе».

    В 1939 г. директором школы стал Василий Васильевич Турлаков. Он был направлен в Сухово на достройку двухэтажной школы. В 1941 г. он ушел на фронт, а в 1942 г. погиб. Его жена Анна Николаевна, тоже учительница, вспоминает: «Работать тогда было нелегко. Многие дети были из близлежащих сёл. Хорошего интерната не было. Дети еду привозили сами и часто пропускали уроки из-за погоды. Ему приходилось выезжать в сёла и уговаривать председателей колхозов организованно доставлять учащихся. Учебников не хватало. Учителя-предметники вынуждены были писать конспекты по темам и записывать их с учениками на уроках.

    Весь коллектив активно участвовал в общественной работе среди населения. Вели политико-просветительскую работу. Часто в клубе ставили спектакли, к торжественным собраниям готовились тщательно. Сам Василий Васильевич делал содержательные доклады. Выступал в пьесах, виртуозно играл на балалайке. Жителям Сухова это очень нравилось. У него был прекрасный слух. Он играл на баяне, гитаре.

    Оборонной работе директор уделял особое внимание. В школе был оборудован класс для физкультурной работы. Физкультуру вела я. Мне приходилось вести не только уроки физкультуры, но и  секции по подготовке значкистов ГТО. Часть учеников, которые сдали нормативы на значок «Готов к труду и обороне» смело и ловко защищали нашу Родину от фашистов. Это Вася Лимонов, Валя Горский, Александр Чувахов, Чувахова Аня, Туровец Александра, Васюков Василий и многие другие. Некоторые в письмах благодарили меня за хорошую подготовку по военному делу и географии: «Вы научили нас ориентироваться в лесу, Вы правду говорили о белорусских лесах и болотах. Спасибо Вам, что научили нас первым построениям, переползаниям по-пластунски и т. д. и т. п.». В годы Гражданской войны мне пришлось быть во фронтовой и прифронтовой полосе, проходить военную подготовку и курсы медицинской сестры, поэтому я с большой охотой готовила учащихся быть готовыми к труду и обороне нашей замечательной Родины. У меня был разряд мастера спорта. Я часто консультировалась у военкома Малыгина».

    ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

    «В военные годы, - вспоминает бывший ученик Суховской школы Николай Акимович Жигачёв, - у всех у нас, и у учителей, и у учеников был главный лозунг «Всё для фронта, всё для победы! Мы со своими учителями с ранней весны и до поздней осени были в поле: собирали колоски, мороженый картофель, копали лопатами поле под посевы, косили сено, убирали хлеб и выполняли многие другие сельскохозяйственные работы. Не забывали и свой пришкольный участок, на котором впервые в Сухово были выращены учителем биологии Дзилной Анной Ивановной помидоры. До этого в Сухово их никто не выращивал, даже не все поначалу отваживались их есть».

    О военном времени вспоминает директор школы Дора Сергеевна Подобулкина: «В 1944-45 учебном году было 180 учащихся. Занимались только наверху. Дров не хватало и заготавливали их технички, учащиеся, учителя ручной пилой. Освещение – керосиновые лампы. Керосину было мало, так что не всегда было светло. Учащиеся 8-9 классов платили за обучение. Жили трудно. Дети не знали ни сахару, ни конфет. Плохо было с одеждой, с питанием. Мужчин в Сухове было мало, только старики и подростки. В 1944-45 учебном году, я помню, этих мужчин было несколько: Михаил Сергеевич Чебурашкин – директор МТС, Дмитрий Семёнович Леухин – председатель колхоза, Мезенцев Егор – животновод, ещё старики – Мезенцев Павел, Левковец Моисей, Лавриненко Егор – председатель сельпо, Ефремов Александр Никитич – председатель сельсовета. В колхозе работали женщины и подростки. Много было вдов с детьми. Несмотря на все невзгоды и лишения, учителя работали дружно, учащиеся учились прилежно. Школа активно помогала колхозу в уборке урожая, пионеры и комсомольцы были активными в разных полезных делах. Иногда и развлекались интересно. Весело был встречен Новый 1945 год: был устроен маскарад. Все суховцы пришли в школу. И костюмов, и масок было много. Премия – несколько конфет! Все мы жили ожиданием победы. И она пришла солнечным теплым днем 9 Мая! Был митинг. И радовались, и плакали. Вот этот первый год моей работы в Сухово я часто вспоминаю».

    О военном времени вспоминает учитель начальных классов Мария Тимофеевна Давыдова. Она пишет, что накануне войны  21 июня 1941 г. в нашем колхозе «Красная звезда» был большой праздник – отсевки. День был ясный, солнечный, праздничный. Весь народ от мала до велика был на улице. Играли дети, взрослые в лапту, в городки, в бабки и в круг выжигала. В клубе были накрыты столы для передовиков посевной кампании. Туда были приглашены для празднования лучшие сеяльщики, пахари. Праздник отпраздновали весело, а наутро сообщили по радио (радио пришло в Сухово в апреле 1937 года), о том, что началась война. Все поникли, услышав эту новость. Сразу стали приходить повестки из военкомата. Ушло на фронт из Сухова 215 человек. 

    Дома остались старики, подростки, женщины. Конечно, посеянный хлеб надо было сохранить, вырастить и отправить на фронт. Все, кто только мог, выходили на работу. Хлеба сильно заросли сорняками. Старушки, девочки ходили на прополку пшеницы. Вот и  сама она пошла на прополку в первую бригаду.  Там работали и её первые ученицы. Ей самой было тогда 23 года. Потом после прополки работали на уборке сена. Вилы, конечно, - говорит Мария Тимофеевна, - брала в руки я. Девочки были для этого слишком молоды, и я им вилы не доверяла. И так вот всё лето работали: я и со мной дети. А мальчики-подростки пахали землю на лошадях.

    Осенью учились в школе до обеда, а с обеда пойдут домой, положат учебники, пообедают – и снова в школу, а из школы шли на поле собирать колоски. Каждый школьник соберёт ведро колосков, из него получится 1 кг зерна. Колоски подносили к кладям с хлебом, а потом их обмолачивали на конной молотилке. Комбайнов тогда ещё не было. Хлеб обмолачивали всю зиму: ходили на воскресники, чуть ли не каждую ночь на обмолот хлеба  (не только колхозники, но и учителя, и все работники клуба, МТС).

    Поразработали огороды. Целину копали лопатами, чтобы можно было посадить около дома овощи, картошку. Сеяли на полях просо, потом убирали его, обмолачивали, толкли в ступке и получали пшенную крупу. Я сама на школьном дворе раскопала соток 10 целины, да еще на полях сажала просо и картошку, чтобы не голодать. Это было большое подспорье в питании, да плюс ещё за лето зарабатывала на трудодни и получала мешка два пшеницы. А мельница была в Сухово. Пойдёшь, размелешь ведро пшеницы и напечешь лепешек или заваришь заваруху, вот и еда».

    У Марии Тимофеевны в 1943 году погиб первый муж под Сталинградом, в 1944 году – 19-летний брат. Старший брат был несколько раз ранен. Сестра младшая тоже была на фронте.

    Погибли на фронте и некоторые учителя. Так в 1942 году погиб директор школы Василий Васильевич Турлаков, бывший директор школа С.А. Назаров. Была участницей войны Буркова Евгения Гавриловна.

    ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

    30-е – 50-е годы в нашей стране  - это ещё и период, когда осуществлялись сталинские репрессии. Из воспоминаний учителя истории Валентины Фоминичны Правдивцевой, которая большую часть жизни проработала в школе Иланска, было выяснено, что в нашей школе работало множество ссыльных учителей. Валентина Фоминична вспоминает, что в то время, когда она приехала в село, директором школы был Ткаченко Василий Иванович, к тому времени уже реабилитированный, а завучем – Шашина Валентина Николаевна. Администрация школы оставила у неё самые приятные впечатления. Это были люди высокой культуры, внутренней деликатности, дело своё знали.

    Работали в первые годы с ней Антонина Григорьевна Гомерова – биолог, человек очень эрудированный, принципиальный. Как и Ткаченко, и Шашина, она отбывала здесь свою ссылку. Её муж Василий Иванович уже был парализован и не работал. Благодаря её стараниям при школе был прекрасный участок, и школа была участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Шашина и Ткаченко  уехали после реабилитации. Бессменно вела немецкий язык Горст Эрна Яковлевна, немка, сосланная с семьёй в Сухово в военные годы. Жилось всем ссыльным, конечно же, тяжело, но Валентина Фоминична с ними очень сошлась. Вспоминает она и о Сергее Фёдоровиче Тарасове – математике, завуче школы, который прошёл Колыму, тюрьмы, но сохранил мудрость, реальное ощущение происходящего. На него местные жители смотрели как на чудака: ходил пешком до Кочек, а иногда и далее (следил за здоровьем).

    В те годы учителя вместе с учениками ставили спектакли, которые пользовались огромным успехом у населения. И Валентина Фоминична тоже была этим очень увлечена. Помогала ей в постановке пьес артистка еврейского театра Левина (Кульнева) Сара Михайловна. С её помощью она подготовила постановку по Василию Тёркину. Это была помощь профессионала! Сара Михайловна была сослана после тюрем в Сибирь, была на лесозаготовках где-то за Тасеевом и там вышла замуж за ссыльного Кульнева. Приехали они в Сухово, т. к. он был прорабом на стройке. Мужа её, Левина, бывшего редактора «Литературной газеты», расстреляли, и реабилитация ей пришла уже в тот период, когда она жила в Сухово.         

    Явно к числу ссыльных принадлежала и Люция Николаевна Эккерт. Она вела в школе уроки рисования и черчения, была замечательной художницей. На стенах школы висели картины, написанные ею. Это были очень хорошего качества копии картин советских художников «Мы пойдём другим путём» П.П. Белоусова, «Опять двойка» Ф.П. Решетникова и др. Её сын Юрий окончил нашу школу с золотой медалью в 1957 году.

    О трудностях военного и послевоенного времени вспоминает выпускник 1953 года Юрий Горст. Его семья (они немцы по национальности) была сослана в наш край в годы войны. Его мать, Эрна Яковлевна, многие годы преподавала немецкий язык в нашей школе. В семье было трое детей: Юрий, Валентин и Изольда. Он пишет: «Я являюсь владельцем аттестата № 1 Суховской средней школы, чем очень горжусь, ибо считаю свою школу не хуже, а лучше других. Ещё одна подробность: наш выпускной вечер проходил при свете керосиновых ламп, чего вы, наверное, сейчас не представляете. Много было интересного во время учебы, но больше запомнились те трудности, которые мы преодолевали вместе со всем народом. Это и помощь на полях колхоза, и отсутствие учебников, тетрадей, карандашей, чернил (конечно же, во время войны и после нее). Еще помню, как вместе с учителями пилили дрова, чтобы отапливать школу, как мы, ученики старших классов, помогали проводить электричество в школе. Участвовали в этой работе из 8 класса Ермаков Аркадий, Горст Валентин, Шальнов Геннадий. Эти ребята были инициаторами. Им помогали ученики 9 класса Бурков Иван, Сенников Иван, Горст Юрий. В общем, наверное, всё было как у всех».

    В Суховской школе преподавала биологию академик Анна Ивановна Дзилна. Она здесь отбывала свою ссылку. О ней пишет в своих воспоминаниях Н. А. Жигачёв.  Позже она работала в Тасеевской школе.

    1957 год. Учителя Суховской средней школы:

    1 ряд (сидят): 1. Чичкина Надежда Терентьевна   2. Дудина Тамара Семеновна;

    3. Фролова Валентина Ивановна;                         4. Бурчик Лидия Дмитриевна;

    5. Сенникова В.П.                                              6. Лавриненко Зоя Ивановна

    2 ряд: 1. Давыдова Александра Федоровна;   2. Леухина Полина Никитична;

    3. Бурмакина Евдокия Афанасьевна;              4. Правдивцева Валентина Фоминична;

    5. Буркова Евгения Гавриловна;                    6. Давыдова Мария Тимофеевна;

    3 ряд: 1.  ... Изабелла Ивановна  2. Бурчик Майя Иосифовна                                              

    3. Тепляков Георгий Иванович;                 4. Смирнов Борис Федорович;

    5. Синявская Маргарита Евгеньевна          6. Горст Эрна Яковлевна;

    7. Скворцова Тамара Владимировна.

    1964 год

    1 ряд (сидят): 1. Давыдова А.Ф.   2 ряд: 1. Романова (Захарнёва) В.М.   

                          2. Латышева Р.С.             2. Олейникова Е.С.                            

                          3. Фролова В.И.               3. Давыдова М.Т.                               

                          4. Бурчик Л.Д.                 4.                                                    

                          5. Бурмакина Е.А.             5. Бобылева (Кацер) Т.В.                    

                                                                6. Пелипенко Г.А.                                   

                                                                7. Тарасов С.Ф.                                 

                                                                8. Рукосуева Е.Г.                               

    3 ряд: 1. Вычужанина Р.Л.

    2. Буркова Е.Г.

    3. Винникова В.Е.

    4. Скворцова  Т.В.

    5. Игнатьев А.И.

    6. Кацер В.А.

    7. Абрамович Н.Г.

    8. Смирнов Б.Ф.

    *  *  *

       
     
    *  *  *
    Открытие новой каменной школы было в 1980г 10 октября. Директором школы была Шукан Галина Владимировна до 1992, затем Хохлов Сергей Александрович. С 2006г директором школы является Безденежная Любовь Владимировна.Она крепко держит бразды правления. Ее не пугают никакие сложности. Она трудится на благо своей школы. Школа перешла на новый уровень развития с внедрением новых компьютерных технологий. В школе имеется компьютерный класс, мультимедиа. Учителя прошли подготовку по ИКТ. Открыт тренажерный зал. Вот какая она сейчас:

    Образование и формы обучения

    Очная форма обучения

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса.

    Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного
    роста обучающегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie